Как учитывать психические особенности подростков Начиная с IV класса учащиеся приступают к изучению ряда дисциплин, овладение которыми требует icon

Как учитывать психические особенности подростков Начиная с IV класса учащиеся приступают к изучению ряда дисциплин, овладение которыми требует




Скачать 108.11 Kb.
НазваниеКак учитывать психические особенности подростков Начиная с IV класса учащиеся приступают к изучению ряда дисциплин, овладение которыми требует
Дата10.07.2013
Размер108.11 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Психологическая помощь/Как учитывать психические особенности подростков.doc
2. /Психологическая помощь/МОТИВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.doc
3. /Психологическая помощь/тревожность можно уменьшить.doc
Как учитывать психические особенности подростков Начиная с IV класса учащиеся приступают к изучению ряда дисциплин, овладение которыми требует
Мотивационная стратегия управления деятельностью старшеклассников
Тревожность можно уменьшить

Как учитывать

психические особенности подростков


Начиная с IV класса учащиеся приступают к изучению ряда дисциплин, овладение которыми требует от них более высокого уровня развития воли, абстрактного мышления, управления вни­манием, самостоятельности в работе.

Особенности психической деятельности, свой­ственные данному возрасту, формируются прежде всего в процессе обучения. Конечно, организм 10-летних детей ещё не достигает степени развития, свойственной подросткам, но в ходе овладения знаниями по учебным предметам у четвероклассников происходят серьёзные изменения в психической сфе­ре, и развитие их психических функций приближает­ся к уровню, характерному для подростков.

Вместе с тем учащиеся IV класса ещё во многом похожи на младших школьников. В их жизни боль­шое место занимают игры, их интересы связаны преимущественно с представлениями о внешней стороне предметов и явлений окружающего мира.

Данными факторами во многом определяются течение психических процессов и поведение 10-лет­них детей. Они находятся как бы во власти чувств, но чувства их ещё недостаточно дифференцированы и осознаны. Эмоциональная неустойчивость мешает им проявлять длительные волевые усилия, поэтому для них не характерны стремления к какой-либо цели, особенно, если эта цель является отдалённой.

Во время уроков физической культуры четверо­классников больше интересует сам процесс занятий, а не та или иная цель, которую нужно достигнуть. Они любят игры, в которых проявляются смелость, лов­кость, физическая сила, их увлекают различные со­ревнования. Смена занятий вызывает положительные эмоции, привлекает их внимание, а однообразные уроки рассеивают внимание, снижают активность.

У четвероклассников уже заметны изменения в от­ношении к окружающим, к авторитету педагога: они обращают внимание прежде всего на реакцию кол­лектива. Поэтому воздействие педагога оказывается более сильным, если оно опирается на мнение и под­держку коллектива. В то же время дети 10-летнего возраста ещё охотно принимают руководство стар­ших, взрослых, педагогов.

В V—VI классах у подростков начинают вырабатываться самостоятельные суждения, формироваться относительно устойчивые взгляды на окружающую действитель­ность и оценки происходящих событий и явлений. Рассмотрим роль таких понятий, относящихся к сфе­ре психики, как внимание, память, мышление, чувства, воля в учебной деятельности подростков.

Внимание. Эффективность учебного процесса во многом зависит от того, насколько внимательны учащиеся. Необходимым условием усвоения мате­риала является направленность внимания на объект обучения.

На уроках физической культуры дефекты в овладе­нии движениями нередко связаны именно с недоста­точным вниманием детей. У подростков увеличивается объём внимания — они могут одновременно восприни­мать несколько объектов, элементов движения. Под­ростки способны усилием воли в течение продолжи­тельного времени удерживать внимание на материале урока даже в том случае, если данный материал не представляет для них непосредственного интереса.

Увеличение объёма внимания происходит преиму­щественно за счёт зрительного восприятия, а слухо­вое внимание не претерпевает существенных измене­ний. Во время объяснения учебного материала пос­торонние звуковые раздражители могут помешать подростку воспринимать необходимую информацию. Интенсивность и устойчивость произвольного внима­ния на уроке содействуют сознательному отношению учащихся к учебной работе, мобилизации их актив­ности. Большое значение имеет также постоянная требовательность педагога к вниманию учащихся, к качеству выполнения учебных заданий.

Однако развивающаяся у подростков способ­ность управлять своим вниманием ещё не даёт осно­вания строить всю учебную работу на произвольном внимании. В их учебной деятельности большое место занимает и непроизвольное внимание. Интересные занятия настолько захватывают и увлекают подрос­тков, что они не замечают ни времени, ни усталости. Следует учитывать возрастающий интерес подрост­ков к занятиям физическими упражнениями.

В отличие от младших школьников их привлекает не только процесс занятий, но и достижение целей, связанных с физическими упражнениями. Педагог должен найти на уроке правильное соотношение трудного, непривлекательного материала с интересным, требующим произвольного и непроизвольно­го внимания учащихся. Чем старше подросток, тем более высокие требования можно предъявить к его произвольному вниманию.

Ввиду большой подвижности и возбудимости под­ростков, стремления к необычному, занимательному, а также явной зависимости их внимания от внешних раздражителей нужна чёткая, продуманная органи­зация урока. Отсутствие пауз, высокая требователь­ность и дисциплина, интересные содержание и форма построения занятия — важные средства поддержания интенсивности внимания подростка. Необходимой сосредоточенности внимания школьника на объекте обучения важно добиться уже в начале урока.

Подростки ещё недостаточно хорошо владеют умением в нужный момент сразу переключить внима­ние с одного объекта на другой, с одной деятельнос­ти на другую. Им требуется некоторое время, чтобы успеть перестроиться на предстоящую деятельность. Большая нагрузка и связанное с ней утомление, излишнее эмоциональное возбуждение могут быть причинами, снижающими устойчивость и интенсив­ность внимания. Неожиданные задания, необычные сигналы, смена интонации и силы голоса учителя способны привлечь внимание учащихся.

Большое значение для повышения эффективности восприятия движений имеет систематическая работа по воспитанию наблюдательности. Постановка вопро­сов, на которые можно получить ответы путём наблю­дения движений, сравнение наблюдаемых движений с уже известными, составление плана наблюдений, вы­деление наиболее важных и существенных сторон в двигательных действиях содействуют воспитанию на­блюдательности. Точности и отчётливости мышечно-двигательного восприятия способствуют изменения условий выполнения движений, стремление учащихся проанализировать движения и рассказать о них.

Память. Учебный материал для средних классов школы требует от учащихся более рациональных при­ёмов запоминания, чем ранее. Это связано с увеличе­нием объёма учебного материала, его усложнением.

Среди различных приёмов эффективного запо­минания важную роль у подростков начинают играть приёмы анализа, сравнения, привлечения имеющихся представлений, установление связей-ассоциаций. Во время заучивания движений подростки проявляют большую активность. Они способны анализировать отдельные, трудно запоминаемые элементы движе­ний, что позволяет лучше запомнить структуру движе­ния, требующего особого осознания, осмысливания.

В подростковом возрасте у школьников увеличи­вается точность запоминания основных параметров движения: пространственных, временных и силовых. Запоминанию в этом возрасте также свойственна большая прочность. В случае затруднений во время восприятия движений подростки способны опираться на смысловые связи между отдельными элементами двигательных действий. Но овладение рациональны­ми приёмами запоминания требует педагогического руководства. Без этого процесс поиска данных приёмов идёт путём проб и ошибок, требует большего времени и усилий.

Соотнесение педагогом изучаемых движений с ранее известными, анализ причинно-смысловых свя­зей в двигательных действиях, представляющих труд­ность для заучивания, использование имеющихся у подростков представлений могут помочь в овладении приёмами запоминания.

Большой объём программного материала не поз­воляет во время уроков физической культуры мно­гократно повторять одни и те же движения. Поэто­му каждое повторение должно быть максимально эффективным. Эффективности запоминания можно добиться, если учащиеся будут находить в ходе повто­рений наиболее трудные для запоминания элементы движений, активно искать рациональные приемы за­поминания, прилагать волевые усилия для запомина­ния. Педагогу следует подчеркнуть, какие движения и на какое время необходимо запомнить учащимся.

Мышление. Учеников подросткового возрас­та интересуют не только конкретные двигательные действия, виды спорта, но и механизмы движения, причинно-следственные связи элементов движения, которые они стараются выяснить. Под влиянием школьного обучения у подростков развиваются пот­ребность и умение самостоятельно мыслить. Они стремятся иметь собственное мнение и суждение о различных явлениях.

Активизировать мышление подростков в процессе урока можно путём постановки различных вопросов, создания проблемных ситуаций. Не следует спешить с объяснением там, где учащиеся сами способны найти ответ.

В подростковом возрасте учащиеся могут на­учиться точно подмечать ошибки в движениях, оп­ределять их причины. Яркость восприятия младших подростков — хорошая основа для овладения уме­нием определять ошибки в движениях и причины их возникновения. Начинать обучение анализу движе­ний рекомендуется с отдельных элементов, деталей, постепенно переходя к их совокупности, а затем и двигательному действию в целом.

Однако усвоение механизма двигательных дей­ствий не всегда нуждается в осмыслении. Попытка осмыслить ранее приобретённые механизмы дви­жений может не ускорить, а затормозить овладение двигательными действиями, овладение учащимися терминологией. Поэтому здесь целесообразен инди­видуальный подход.

Чувства. Подростки отличаются повышенной эмо­циональной возбудимостью, бурным проявлением своих чувств, иногда резкой сменой настроений. Но в отличие от младших школьников чувства подростков более дифференцированы и осознаны. Правда, в состоянии гнева, аффекта они могут нагрубить не только своему другу, но и взрослому человеку, даже педагогу.

Они особенно чувствительны к несправедливым решениям. Нечёткое судейство в играх принимается подростками за «подсуживание», вызывает бурю гнева. В подобных случаях школьники рассматривае­мого возраста могут совершить поступки, в которых потом будут раскаиваться. Возбуждённое состояние одних учащихся легко распространяется на весь класс. Младшие подростки могут принять поступки, совершённые в состоянии аффекта, за смелость.

Педагогу следует терпеливо и настойчиво формиро­вать у учащихся сдержанность, умение владеть своими эмоциями. Занятия физическими упражнениями — эф­фективное средство в воспитании сдержанности.

Большие возможности в формировании умения владеть своими чувствами имеются при проведе­нии игр. Взаимопомощь в овладении двигательны­ми действиями, командные игры, соревновательная форма проведения урока способствуют воспитанию чувства коллективизма, товарищества, дружбы.

В работе с подростками нужно учитывать, что они не переносят длинных нравоучений. Не следу­ет спешить с наказанием учащихся. Им надо дать возможность успокоиться, иначе наказание не даст ощутимых результатов.

Хорошо организованные занятия физическими упражнениями вызывают прилив положительных эмоций, бодрости. Учитывая лёгкую возбудимость подростков, педагогу не следует допускать бурного проявления чувств учащихся, в отношениях с ними нужно быть сдержанным.

В подростковом возрасте формируются такие социально значимые чувства, как чувство долга, кол­лективизма, ответственности, дружбы и товарищест­ва. Но не всегда подростки видят связь между своими чувствами и поступками. Они часто мечтают о боль­ших делах и с прохладцей относятся к своим прямым обязанностям.

Во время занятий физическими упражнениями нужно не забывать о формировании у подростков чувства стыда и скромности. Девочки могут «вдруг» начать стыдиться заниматься в короткой спортивной форме. Не следует принимать это за нарушение дис­циплины, нельзя добиваться любыми средствами пренебрежения к чувству стыда. Лучший метод — убеждение.

В подростковом возрасте формируется и эстети­ческое чувство. Красивая форма, чистый спортивный зал, убран­ная спортивная площадка, точные грациозные движения — хорошие средства для вос­питания художественного вкуса.

Воля. Подростковый возраст — это период разви­тия воли. Воля воспитывается и закаляется в деятель­ности. Перед педагогом стоит задача помочь правильно организовать режим дня подростка, его учебную рабо­ту, досуг, а выяснив интересы и склонности, увлечь его значимой и интересной целью. Нужно помочь школь­нику в соответствии с целью выбрать средства, наме­тить план действия и систематически поддерживать его на пути к достижению трудной и далёкой цели.

Важно вовремя поправить подростка, ибо срывы в исполнении намеченного плана могут свести на нет все усилия в воспитании и самовоспитании воли, подорвать уверенность в своих силах, породить апа­тию.

В воспитании воли большие возможности предо­ставляют занятия физическими упражнениями, в ходе которых учащиеся должны преодолевать различные трудности и препятствия. Преодоление страха при выполнении упражнений способствует формирова­нию смелости. Преодоление усталости, утомления во время бега, лыжных гонок развивает упорство. Преодоление невыдержанности содействует воспи­танию дисциплинированности.

Педагогу во время учебных занятий надо умело распределять по степени трудности учебный матери­ал, чтобы, с одной стороны, от учащихся требовать напряжения воли, приложения усилий, а с другой — чтобы достижение цели было им по силам. Важно уметь использовать действенные мотивы, стимулы, которые способствовали бы мобилизации сил под­ростка. Соревновательная форма проведения за­нятий, высокая требовательность к выполнению дви­жений, систематическая текущая проверка знаний и умений возбуждают у учащихся такие действенные мотивы, как чувство долга, ответственности, соб­ственного достоинства. Стремление подростков к «взрослости» также позволяет привлечь внимание к вопросам воспитания воли.

В подростковом возрасте начинают закрепляться основные черты характера. В связи с этим педагогу надо быть внимательным к поведению подростков: пресекать по возможности в зародыше отрицатель­ные поступки, умело организовывать и стимулиро­вать деятельность школьников.

Эмоциональность занятий физическими упражне­ниями способствует проявлению характерных осо­бенностей поведения подростков во время урока, поэтому перед педагогом открываются большие воз­можности в воспитании личности учащихся. Следует учитывать, что воздействия педагога будут эффек­тивны и восприняты для исполнения школьниками в том случае, если в действиях педагога они будут чувс­твовать искреннюю заинтересованность. Действия педагога должны учитывать внутреннюю позицию подростка, которая характеризуется его потребнос­тями, стремлениями, интересами, переживаниями, отношением к окружающим и самому себе.

Воспитывая подростка, нужно соблюдать чув­ство меры в использовании поощрений и наказаний. Ни в одном возрастном периоде подобные ошибки не приводят к столь тяжелым последствиям, как в подростковом. Подростки очень чувствительны к оценке взрослыми своей личности, своей деятель­ности. Они остро реагируют на любое ущемление их чувства собственного достоинства, чувства «взрос­лости»; с другой стороны, чрезмерная и частая похвала способна вызвать зазнайство и «голово­кружение от успехов». Такое нередко бывает у на­чинающих спортсменов.

Во время уроков не следует часто подчерки­вать отставание, недостатки некоторых учащихся. Надо больше опираться на положительные стороны школьников, в том числе уметь слушать рассказ под­ростка, считаться с его мнением и учитывать его, если оно целесообразно.

Индивидуальный подход — непременное условие в работе с подростками. В данном возрасте начинают выявляться значительные различия в особенностях психической деятельности, чертах характера, лично­сти учеников. Один и тот же временной период в про­цессе обучения и воспитания может дать различные результаты у разных подростков. Индивидуальный подход предполагает учёт особенностей психической деятельности того или иного школьника, его поведе­ния, мотивов, поступков. Суждения об особенностях психики учащегося, его личности должны опираться на факты.

Ошибочно полагать, что индивидуальный подход требуется только по отношению к слабым, отстаю­щим и трудным подросткам, хотя, конечно, они нуж­даются в индивидуальном подходе в первую очередь. Сильные учащиеся, если не учитывать особенностей их личности, могут легко стать эгоистами. У них мо­жет появиться пренебрежение к товарищам.

Индивидуальный подход предполагает чуткое, внимательное отношение к детям, умение понять их, почувствовать душевное состояние, вызванное теми или иными обстоятельствами, видеть возможности подростка, тенденции их развития.


В.В.СЕМЁНОВ,

учитель физической культуры, школа № 931, Москва

Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Как учитывать психические особенности подростков Начиная с IV класса учащиеся приступают к изучению ряда дисциплин, овладение которыми требует iconТема урока, его место в увп
Характеристика класса: особенности класса, уровень их здоровья и развития, психологические особенности

Как учитывать психические особенности подростков Начиная с IV класса учащиеся приступают к изучению ряда дисциплин, овладение которыми требует iconМы, учащиеся 8 в класса, готовились заранее к новогоднему празднику. Принесли ёлку в класс, дружно участвовали в оформлении класса. Оформили большую газету о том, как встречают новый год в Румынии. Т. к
Оформили большую газету о том, как встречают новый год в Румынии. Т. к был объявлен смотр-конкурс в школе о том, кто и как встречает...

Как учитывать психические особенности подростков Начиная с IV класса учащиеся приступают к изучению ряда дисциплин, овладение которыми требует iconПрофессор факультета социологии и права Реймского университета
На примере налоговых реформ в ряде западноевропейских стран и анализа ряда базовых налогов автор определяет типологию налоговых систем...

Как учитывать психические особенности подростков Начиная с IV класса учащиеся приступают к изучению ряда дисциплин, овладение которыми требует iconОсобенности эмоциональных переживаний в спорте джаббаров Х. Х., Авезов О. Р
Спорт, как социальное явление, и как особый вид человеческой деятельности является объектом изучения ряда наук. При этом каждая из...

Как учитывать психические особенности подростков Начиная с IV класса учащиеся приступают к изучению ряда дисциплин, овладение которыми требует icon28 декабря 2012 года в нашей школе состоялся бал-маскарад. Учащиеся 5 «Б» класса с нетерпением ждали этого праздника, ведь они в первый раз встречают новый год в среднем звене
«Простоквашино». В инсценировании танца были задействованы: Давыдов Артём, Лощилина Настя, Козина Катя, ЛипатоваАлина, Храмова Наташа,...

Как учитывать психические особенности подростков Начиная с IV класса учащиеся приступают к изучению ряда дисциплин, овладение которыми требует icon31 января в нашу школу приезжал выездной планетарий «Галактика» (г. Пенза). Учащиеся 5 «Б» класса с большим интересом побывали на данном мероприятии
«Как произошла Земля», «Как возникла жизнь на земле», «Откуда произошёл человек». Ребята были в восторге от увиденного. Я думаю,...

Как учитывать психические особенности подростков Начиная с IV класса учащиеся приступают к изучению ряда дисциплин, овладение которыми требует iconУдк 532. 6: 626/627 Прогноз скоростного режима пойменного потока в пределах защитной дамбы польдера на примере Хотомельского перепуска
Рекомендуется как из условий расчета пропускной способности, так и из условий устойчивости сооружений, делить поток на отдельные...

Как учитывать психические особенности подростков Начиная с IV класса учащиеся приступают к изучению ряда дисциплин, овладение которыми требует iconОсобенности становления культуры самовыражения подростков в учебном процессе
Одним из них является подростковый возраст. Поэтому важно найти в учебной деятельности, которой посвящено большее время подростков,...

Как учитывать психические особенности подростков Начиная с IV класса учащиеся приступают к изучению ряда дисциплин, овладение которыми требует iconУрок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства Лекция учителя, по ходу которой учащиеся составляют план. Знакомство с программой по литературе для 8 класса
Урок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства

Как учитывать психические особенности подростков Начиная с IV класса учащиеся приступают к изучению ряда дисциплин, овладение которыми требует iconСоциально-психологические особенности личностного развития подростков и старшеклассников в совместной деятельности поисковых групп 19. 00. 05 Социальная психология
...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©www.diktan.ru 2000-2013
При копировании материала укажите ссылку.
обратиться к администрации
Документы